среда, 28 октября 2015 г.

«Леди Макбет Мценского уезда» Камы Гинкаса: нарочитый эротизм, истерики и новая Боярская

В сентябре 2015-го Дворце молодежи в Екатеринбурге показали спектакль режиссера Камы Гинкаса «Леди Макбет нашего уезда». В главных ролях Елизавета Боярская, Валерий Баринов, Игорь Балалаев, Александр Тараньжин и Олег Ребров. Я побывала на спектакле.


Итак, Леди Макбет, она же Лиза Боярская

Дочь Боярского в «Иронии судьбы-2»  много молчала. Поэтому ее образ - дочки постаревшего Ипполита и его жены, питерской учительницы Нади Шевелевой - остался для меня нераскрытым. Дочь Боярского на сцене Дворца Молодежи в роли Катерины Львовны,  напротив, много кричалаорала, рвала на себе волосы, убивала, горячо любила и курила. Вначале, мне показалось даже, что откровенно переигрывала.



Леди Макбет в трактовке титулованного российского режиссера Камы Гинкаса оказалась легкомысленной скучающей купеческой женой. Ее наравне со служанками щупают дворовые работяги в кальсонах.

После очередного щипка дворового балалаечника  Сереги, который отличался от других наличием балалайки и красной рубахи, нечесаная малограмотная купчиха, гуляющая по двору в кирзовых сапогах и белой ночнушке,  испытала к Сереге серьезную страсть. 


После нескольких сцен любви и истерики по этому случаю ее пожилого свекра (Валерий Баринов), она кормит престарелого Бориса Тимофеевича грибами с крысиным ядом. 

И вот с этого момента Лиза Боярская меняется. Глубокая, страстная и страшная в своей демонической сути натура проявляет себя после первого убийства, раскрывается после второго и выворачивается наизнанку после третьего. Ее то лохматые, то небрежно собранные в пучок волосы, небрежное черное пальто поверх исподнего уже не диссонируют с блеском в глазах, слезами, красным лицом и грудным, деревянным голосом.



Свекр Леди Макбет, он же Валерий Баринов
Отдельно следует сказать об игре Валерия Баринова. Он из того типа актеров, чье лицо куда известнее фамилии (в отличии от той же Лизы Боярской). Баринов обычно играет характеры сильные, даже каменные – от Никиты Хрущева до бандитских главарей.

Фото с интервью до спектакля


В спектакле Баринов хорош от начала и до конца. 
В первой части пьесы свекр Екатерины Львовны просто сидит, насупив брови, и молчит. Молчит он или говорит, или мурлычет, или стелется, или пьяным валится дрыхнуть на овчины, - герой его без грамма фальши и лишней эмоции передает тот цельный стародавний купеческий характер, которые сегодня перевоплотился в привычные для него образы криминальных авторитетов или седовласых генералов.



Сюжет "Леди Макбет Мценского уезда"
Для тех, кто не читал или не помнит произведение Лескова. В  основе повести – история молодой 24-летней купеческой жены. 5 лет прожила она с бесплодным мужем. Катерина Львовна влюбляется в красивого приказчика Сергея и доходит в своей страсти до предела. Убивает сначала свекра, потом уже совместно с Сергеем - мужа и, в конце концов, душит подушкой маленького племянника мужа Федю. На последнем убийстве ее ловят с поличным. Вместе с приказчиком купчиха оказывается на каторге, где погибает. 

О том, что в основе постановки произведение Лескова, зрителю забыть не дают. Артисты в процессе игры останавливаются и объявляют: глава первая, глава вторая и т.п. О своих персонажах они говорят в третьем лице. 

- Придавила Катерина Львовна его своей полной грудью, - комментирует свои действия купчиха-Боярская.

Потом и вовсе без действий, обращаясь в зал: «Катерина Львовна, бледная, почти не дыша вовсе, стояла над мужем и любовником; в ее правой руке был тяжелый литой подсвечник, который она держала за верхний конец, тяжелою частью книзу. По виску и щеке Зиновия Борисыча тоненьким шнурочком бежала алая кровь».




Эротизм леди Макбет
И все-таки лесковскую повесть режиссер Кама Гинкас осовременил.
Грудь у «Леди Макбет» не такая крепкая, как видел ее  Лесков, да и характер героини в начале постановки - порывистый, импульсивный, приниженный даже - далек от томного и мраморного книжного прототипа.  

Забыв о чопорности  литературы 19 века, Катерина Львовна вместе с кухаркой Аксиньей в лучших традициях эротизма века 21 то и дело обнаруживают под платьем  нижнее белье. В сценах же  с главной героини с любовником обыгрываются фаллические символы (половая щетка, вывернутый рукав тулупа).  Кроме того, героиня Елизаветы Боярской и ее любовник смачно затягиваются сигареткой с фильтром.  

Мрачным рефреном от начала и до конца режиссер представляет каторжно-дворовый танец, обезличенный и обезглавленный.  Вкупе с тяжелыми декорациями и молитвами они словно бы кричат о кишащем бесами мире, в котором могла родиться такая героиня – то ли жертва обстоятельств, то ли дьявол воплоти. 

Зал Дворца Молодежи был заполнен на 100 процентов. 90 процентов зрителей провожали актеров, аплодируя стоя. Актеров московского ТЮЗа и постановку Камы Гинкаса, ставшую обладателем премий «Хрустальная Турандот» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль»,екатеринбургский зритель принял, понял и оценил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий